Управление персоналом специфическая функция управленческой
деятельности, где главным объектом является человек, входящий в различные
социальные группы.
Базовые понятия: кадры, персонал.
Кадры – социально-экономическая категория,
обозначающая постоянный (штатный) состав работников, состоящих в трудовых
отношениях с государственными, частными и др. организациями.
Понятие Персонал используется применительно к
организации и охватывает весь состав занятых в организации, как постоянных, так
и временных работников (сотрудники, эксперты, партнеры по проекту и др.)
Деятельность
по управлению персоналом —
целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное
на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий
развития организации.
Традиционно выделяют следующие функции:
·
планирование персонала (в том числе
стратегическое планирование) – определение потребности в количестве и качестве
специалистов, а также в режиме их использования;
·
создание резерва потенциальных кандидатов по
всем должностям;
·
оценка кандидатов и отбор лучших из резерва;
·
система стимулирования;
·
управление расходами на персонал;
·
профориентация и адаптация;
·
оценка трудовой деятельности;
·
обучение и развитие руководящих кадров;
·
организация кадрового движения персонала (повышение,
ротация, перевод, понижение, увольнение);
·
планирование карьеры, обеспечение
профессионально-должностного роста;
·
формирование и поддержание организационной
культуры;
·
контроль за деятельностью персонала, обеспечение
дисциплины
и др.
Под методами
понимаются способы, средства, приемы достижения какой-либо цели. Их можно
подразделить на следующие группы: экономические, социально-психологические,
правовые, административные.
Экономические методы призваны
стимулировать деятельность персонала, повышать материальную заинтересованность
в эффективности его работы. В этих целях применяются такие приемы и средства,
как повышение оплаты труда в зависимости от его качества и сложности, выплата
премий работникам, добросовестно и с высокой эффективностью выполняющим свой
служебный долг, применение других средств стимулирующего характера, в том числе
предоставление работникам различных льгот и преимуществ.
Социально-психологические методы представляют собой способы
воздействия на сознание и поведение людей в целях социализации членов
общества, формирования у персонала социальной солидарности, творческого
отношения к делу, инициативы, создания деловой обстановки в трудовых
коллективах.
Правовые методы основаны на
регулирующей роли норм права, установленных для определенных видов деятельности.
Правовые методы включают в себя:
·
императивные (обязательные к исполнению);
·
диспозитивные (предписывающие, что можно делать,
а чего делать нельзя);
·
рекомендательные (указывающие, как поступить в
соответствии с нормами права в той или иной управленческой, служебной
ситуации);
·
поощрительные (одобряющие деятельность служащих,
творчески руководствующихся нормами права).
Морально-этические методы – это
способы нравственного регулирования действий человека во всех сферах
жизнедеятельности, в том числе в труде, в отношениях с окружающими, в быту.
Реализация морально-этических методов предполагает опору на нравственные
ценности членов организации, их соответствие понятиям добра; нравственные
нормы, приобретающие характер императива, долженствования, предопределяющие
поведение человека в различных, в том числе служебных, обстоятельствах.
Административные методы – это
установление административных норм принятия решений и распоряжений, контроля за
их осуществлением, работа с кадрами управленческого аппарата (отбор, подбор,
ротация, управление карьерой, оценка и др.), привлечение способных работников к
принятию управленческих решений, поддержание у персонала высокого уровня
организованности, порядка и исполнительской дисциплины.
Административные
методы отличаются прямым характером воздействия; они обязательны для
выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за
невыполнение распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам
присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени
и обязательности этого воздействия. Они допускают, в известных пределах,
свободу индивидуального выбора и поведения. Все методы управления персоналом
взаимосвязаны и используются в комплексе.
Выбор методов,
которые руководство использует в своей практической деятельности, зависит также
от избранных принципов управления персоналом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий