воскресенье, 16 июня 2013 г.

2. Функции и методы управления персоналом.


Управление персоналом специфическая функция управленческой деятельности, где главным объектом является человек, входящий в различные социальные группы.

Базовые понятия: кадры, персонал.
Кадры – социально-экономическая категория, обозначающая постоянный (штатный) состав работников, состоящих в трудовых отношениях с государственными, частными и др. организациями.
Понятие Персонал используется применительно к организации и охватывает весь состав занятых в организации, как постоянных, так и временных работников (сотрудники, эксперты, партнеры по проекту и др.)

Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

Традиционно  выделяют следующие функции:
·         планирование персонала (в том числе стратегическое планирование) – определение потребности в количестве и качестве специалистов, а также в режиме их использования;
·         создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
·         оценка кандидатов и отбор лучших из резерва;
·         система стимулирования;
·         управление расходами на персонал;
·         профориентация и адаптация;
·         оценка трудовой деятельности;
·         обучение и развитие руководящих кадров;
·         организация кадрового движения персонала (повышение, ротация, перевод, понижение, увольнение);
·         планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста;
·         формирование и поддержание организационной культуры;
·         контроль за деятельностью персонала, обеспечение дисциплины
и др.

Под методами понимаются способы, средства, приемы достижения какой-либо цели. Их можно подразделить на следующие группы: экономические, социально-психологические, правовые, административные.
Экономические методы призваны стимулировать деятельность персонала, повышать материальную заинтересованность в эффективности его работы. В этих целях применяются такие приемы и средства, как повышение оплаты труда в зависимости от его качества и сложности, выплата премий работникам, добросовестно и с высокой эффективностью выполняющим свой служебный долг, применение других средств стимулирующего характера, в том числе предоставление работникам различных льгот и преимуществ.
Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на сознание и поведение людей в целях социализации членов общества, формирования у персонала социальной солидарности, творческого отношения к делу, инициативы, создания деловой обстановки в трудовых коллективах.
Правовые методы основаны на регулирующей роли норм права, установленных для определенных видов деятельности. Правовые методы включают в себя:
·         императивные (обязательные к исполнению);
·         диспозитивные (предписывающие, что можно делать, а чего делать нельзя);
·         рекомендательные (указывающие, как поступить в соответствии с нормами права в той или иной управленческой, служебной ситуации);
·         поощрительные (одобряющие деятельность служащих, творчески руководствующихся нормами права).
Морально-этические методы – это способы нравственного регулирования действий человека во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в труде, в отношениях с окружающими, в быту. Реализация морально-этических методов предполагает опору на нравственные ценности членов организации, их соответствие понятиям добра; нравственные нормы, приобретающие характер императива, долженствования, предопределяющие поведение человека в различных, в том числе служебных, обстоятельствах.
Административные методы – это установление административных норм принятия решений и распоряжений, контроля за их осуществлением, работа с кадрами управленческого аппарата (отбор, подбор, ротация, управление карьерой, оценка и др.), привлечение способных работников к принятию управленческих решений, поддержание у персонала высокого уровня организованности, порядка и исполнительской дисциплины.
Административные методы отличаются прямым характером воздействия; они обязательны для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. Они допускают, в известных пределах, свободу индивидуального выбора и поведения. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе.
Выбор методов, которые руководство использует в своей практической деятельности, зависит также от избранных принципов управления персоналом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий