воскресенье, 16 июня 2013 г.

24.Содержательные теории мотивации и их практическое применение.



Теория мотивации по А. Маслоу.
Согласно теории Маслоу, любые потребности начинают мотивировать поведение только после того, как удовлетворены потребности всех предыдущих уровней. В ситуации трудовой деятельности это означает, что люди в первую очередь прикладывают усилия к удовлетворению неудовлетворенных потребностей самого низшего уровня. Человек, только начинающий работать, возможно, стремится заработать деньги, чтобы выплатить долги за получение образования и обеспечить себя пропитанием и жильем (удовлетворить физиологические потребности и потребность в безопасности). Можно ожидать, что этот человек будет усердно работать, чтобы получить прибавку к зарплате, так как это позволит ему полнее удовлетворить данные потребности. Другой человек, может быть, работает в основном ради того, чтобы общаться с людьми и иметь чувство социальной включенности (социальные потребности), и для него повышение зарплаты не будет таким сильным мотивирующим стимулом, как для первого. Маслоу выдвинул гипотезу, что потребности каждого человека объединены в и пять групп:
1.      Физиологические потребности - голод, жажда, секс и другие базовые потребности человека;
2.      Потребности в безопасности - стремление к безопасности и защите от физических и эмоциональных травм;
3.      Потребности в любви (аффилиации) - влюбленность, привязанность, приятие и дружба;
4.      Потребности в самоуважении - самоуважение, автономия, достижение успеха, статус, признание, внимание;
5.      Потребности в самоактуализации - желание стать тем, кем человек способен быть, стремление к росту, реализации своих потенциальных возможностей, к самореализации.
Пять указанных групп потребностей универсальны и необходимы для всех людей. Они образуют иерархическую структуру, которую можно представить в виде пирамиды.
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Теория мотивации по Дэвиду Мак Клелланду
С развитием экономических отношений и совершенствованием управления  значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию.
Согласно теории Мак Клелланда, люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою  потребность и  могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Управлять такими  потребностями можно,  подготавливая работников к переходу по иерархии на  новые должности с помощью их  аттестации, направления  на курсы  повышения квалификации  и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.
Теория мотивации по Фредерику  Герцбергу
Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить  влияние материальных и нематериальных  факторов на  мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
.
            Таблица 10.1.  Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе.
Гигиенические факторы
Мотивация
Политика фирмы и администрации
Успех
Условия работы
Продвижение по службе
Заработок
Признание и одобрение результата
Межличностные отношения
Высокая степень ответственности
Степень непосредственного контроля за работой
Возможность творческого и делового роста

Первая группа  факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением  личности, ее внутренними потребностями, а также  с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая  группа факторов  мотивации связана  с характером  и  сущностью  самой работы. Руководитель  здесь должен помнить о необходимости  обобщения содержательной части работы.
Гигиенические  факторы  Ф. Герцберга,  как видно, соответствуют физиологическим  потребностям, потребности  в безопасности и уверенности в будущем.
Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу,  после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация адекватна.
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий