Цель
оценки персонала – определить меру соответствия качеств работника
требованиям конкретной должности, на которую он претендует.
Оценка
персонала является своеобразным «сквозным» видом кадровой работы, поскольку
содействует (явно или неявно) решению следующих задач:
·
отбор кандидатов на работу;
·
определение эффективности деятельности
работников;
·
выявление потенциальных возможностей сотрудников
с точки зрения их дальнейшего использования (назначение на более высокую
должность, выдвижение в резерв, увольнение);
·
выявление направлений развития работника и
разработка программ обучения;
·
дифференциация заработной платы и премий.
Оценка
персонала служит трем целям:
административной
(повышение по службе, перевод на другую работу, направление на обучение,
поощрение, наказание, понижение по службе, увольнение);
информационной
(информирование руководителей и самих специалистов об уровне их работы);
мотивационной
(повышение эффективности деятельности).
При оценке
персонала необходимо соблюдать требования к оценочной технологии.
Можно выделить
два
основных вида оценки:
·
оценка, проводимая при назначении на должность –
входная оценка, оценка при должностном перемещении специалиста;
·
текущая (актуальная) оценка, периодически проводимая,
например, в форме аттестации, квалификационного экзамена.
Непременным
условием проведения оценки специалиста является наличие:
·
профессионально-квалификационных требовании по
замещаемой должности;
·
должностных обязанностей, изложенных в
должностной инструкции или описании должности;
·
критериев и индикаторов, по которым происходит
оценка;
·
формальных субъектов оценки (непосредственный
руководитель, члены аттестационной комиссии);
·
квалифицированных и независимых субъектов оценки
(эксперты, ученые, представители профсоюзных органов, других общественных
объединений – неформальные субъекты оценки);
·
открытости и доступности установленных процедур
и применяемых методов оценки;
·
механизма реализации выводов, сделанных на
основании оценки.
Многообразие
методов оценки дает возможность дифференцированного подхода к их отбору в
зависимости от специфики функциональной деятельности и уровня занимаемой
должности. Наиболее распространенными методами оценки можно считать:
·
профессиональное собеседование (групповое или
индивидуальное);
·
психологическое, профессиональное тестирование
(квалификационный экзамен);
·
участие в деловых играх и тренингах;
·
самообследование;
·
анкетирование руководителей и подчиненных
и многие другие.
Экспертные
методы оценки предполагают наличие нескольких независимых экспертов, которые
хорошо знают личные качества оцениваемого и его сферы деятельности. Здесь
субъектами оценки выступают несколько человек. Это могут быть и руководители
разных уровней – непосредственные и прямые, руководители других структурных
подразделений, а также члены коллектива или специально созданная группа
экспертов.
Инструментальные
методы предполагают оценку персонала с помощью инструмента, гарантирующего
кандидатам равные стартовые возможности и обеспечивающие соответствие соискателя
требованиям должности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий